Размер шрифта: Стандартный Средний Большой Контраст: Белый Черный

Орский гуманитарно-технологический институт

(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный университет»
Версия для слабовидящих

Учебно-методическая деятельность

Кафедра ведет учебно-методическую работу по формированию комплекта нормативных документов, обеспечивающих реализацию образовательных программ высшего образования по следующим направлениям подготовки:

  • направление 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) профили Дошкольное образование и Начальное образование;
  • направление 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) профили Дошкольное образование и Коррекционная педагогика;
  • направление 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) профили Начальное образование и Коррекционная педагогика; 
  • направление 44.03.01. Педагогическое образование, профиль «Дошкольное образование»;
  • направление 44.03.01. Педагогическое образование, профиль «Начальное образование»)

Также кафедра приняла участие в разработке учебно-методического обеспечения программ среднего специального образования (специальности 44.02.01 Дошкольное образование, 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании.

Постоянно идет разработка и дополнение учебных планов, рабочих программ дисциплин, программ учебных и производственных практик, программ государственной итоговой аттестации, фондов оценочных средств, экзаменационных билетов, тестов и других материалов учебно-методического обеспечения дисциплин.

В учебном процессе используются более 20 учебников, учебных пособий и методических рекомендаций, разработанных преподавателями кафедры, в частности:

  1. Анохина, Е. Ю. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие – 2-е изд. / Е. Ю. Анохина. – М.: Флинта, 2015.
  2. Анохина, Е. Ю. Методика преподавания технологии (структурно-логические схемы – учебно-методическое пособие. - Издательство ОГТИ (филиала) ОГУ, 2020г. - 130с.
  3. Анохина, Е. Ю. Теория и методика развития детского изобразительного творчества (структурно-логические схемы/2 издание, переработанное- Издательство ОГТИ (филиала) ОГУ,2017.
  4. Диль-Илларионова, Т.В. Педагогика раннего детства : электронное учебно-методическое пособие / Т.В. Диль-Илларионова. - Орск : Издательство Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ, 2017. – Режим доступа:http://library.og-ti/global/eor/eor2017_10_01.ppsx
  5. Диль-Илларионова, Т.В., Кондракова, Е.В., Таран, Е.В. Разработка адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации / Т.В. Диль-Илларионова. – Орск : Издательство ОГТИ (филиала) ОГУ, 2015. – 83с.
  6. Комарова, В. И., Гребенникова, Е. О.  Методика преподавания предмета «Окружающий мир» в начальной школе: Учебно-методическое пособие / В.И. Комарова, Е.О. Гребенникова – Орск: Издательство ОГТИ, 2014. -  249 с.
  7. Курсовые и выпускные квалификационные работы по дошкольной педагогике, теории и методике дошкольного образования : учебное пособие / под ред. В.В. Стерликовой. – 2-е изд., доп. и испр. – Орск : Изд-во ОГТИ, 2009. – 234 с. – С. 24-41, С. 47-84. – ISBN 978-5-8424-0394-3 (гриф УМО).
  8. Максимова А.А. Основы педагогической коммуникации: учебное пособие /А.А. Максимова – Орск: 3-е изд., стер. - Москва : ФЛИНТА, 2020. - 167 с. - ISBN 978-5-9765-1943-5.    
  9. Максимова А.А. Учебная практика (технологическая) (методические рекомендации) /А.А. Максимова – Орск: Издательство Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ, 2022. -  19 с.       
  10. Минибаева, Э. Р. Профессиональная подготовка студентов к математическому развитию детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]: Монография / Э.Р. Минибаева. – М.: Флинта, 2014.        
  11. Минибаева, Э. Р. Теория и технологии развития математических представлений у детей: методические рекомендации / Э.Р. Минибаева. – Орск: Издательство Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ, 2018. -  42 с.  –ISBN 978-5-8424-0912-9.   
  12. Минибаева, Э. Р. Формирование готовности студентов к развитию математических представлений у детей: учебно-методическое пособие / Э.Р. Минибаева. – Орск: Издательство Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ, 2018. -  106 с.       
  13. Сизганова, Е. Ю. Дидактика начальной школы: учебно-методическое пособие / Е. Ю. Сизганова.- Орск: Издательство Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ, 2016. – 186 с.- ISBN 978-5-8424-0804-7.
  14. Сизганова, Е. Ю. Курсовые и выпускные квалификационные работы по педагогике начального образования: методические рекомендации / Е. Ю. Сизганова : Издательство ОГТИ (филиала) ОГУ, 2015. – 47 с.
  15. Сизганова, Е. Ю. Практикум по решению профессиональных задач: методические рекомендации / Е. Ю. Сизганова : Издательство ОГТИ (филиала) ОГУ, 2018. – 45 с.  
  16. Стерликова, В. В. Методическая практика в дошкольном образовательном учреждении [Электронный ресурс]: учебное пособие – 2-е изд./ В.В. Стерликова, О.В. Афанасьева. – М.: Флинта, 2015.
  17. Стерликова, В. В. Теория и методика развития речи детей (структурно-логические схемы) [Электронный ресурс]: Учебно-методическое пособие. – М.: Флинта, 2014.

Сотрудники кафедры принимают активное участие в научно-методических конференциях и семинарах регионального и всероссийского уровня, ежегодно участвуют во Всероссийской научно-методической конференции "Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры".

Преподаватели кафедры активно внедряют инновационные технологии (мультимедиа-технологии, технологии учебного проектирования, деятельностные технологии и др.) в образовательный процесс; ведут работу по подготовке электронных учебников, учебных пособий, методических рекомендаций и разработке электронных курсов лекций по преподаваемым дисциплинам, осваивают дистанционные образовательные технологии, в том числе в приложении Microsoft Teams и системе электронного обучения «Moodle».

Все преподаватели кафедры регулярно проходят повышение квалификации, были освоены дополнительные профессиональные программы повышения квалификации по темам: «Современные технологии психологической поддержки и сопровождения школьников», «Организация образовательного процесса в условиях инклюзии», «Организация коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ОВЗ в условиях инклюзивного образования»,  «Основы работы в системе электронного обучения Moodle», «Управленческие аспекты деятельности руководителей подразделений ОУ», «Технология создания интерактивных образовательных ресурсов», «Работа образовательного учреждения в условиях новых ФГОС», «Организация комплексного сопровождения образовательного процесса и здоровьесбережения для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья», «Использование ресурсов электронной информационно-образовательной среды ОГУ при реализации образовательных программ ФГОС ВО», «Современные технологии инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» «Педагогика и методика дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО», «Проектная и исследовательская деятельность: внедрение в условиях реализации ФГОС», а также дополнительные профессиональные программы профессиональной переподготовки «Менеджмент образования», «Педагогика высшего образования», «Клиническая психология с основами психотерапии», «Дефектологическое образование».

Кафедра успешно реализует дополнительные профессиональные программы профессиональной переподготовки «Дошкольное образование», «Начальное образование», а также дополнительные профессиональные программы повышения квалификации для специалистов дошкольного и начального образования («Личный блог педагога как платформа для организации учебно-воспитательного процесса», «Профилактика и коррекция школьных трудностей: нейропсихологический подход», «Методические основы организации учебной деятельности младших школьников в условиях реализации требования ФГОС», «Проектирование образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС», «Проектирование и реализация адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФГОС дошкольного образования», «Особенности профессиональной деятельности младших воспитателей в условиях стандартизации дошкольного образования», «Профилактика и коррекция школьных трудностей: нейропсихологический подход» и др.).

Научная исследовательская работа осуществляется преподавателями кафедры по двум госбюджетным темам:

  •  «Формирование готовности педагогов к профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» (№ гос. регистрации 115021610057 научный руководитель – Т. В. Диль-Илларионова).
  • «Интегративный подход в организации исследовательской деятельности младшего школьника» (№ гос. регистрации 114111940050 научный руководитель – Т. В. Диль-Илларионова).

Ежегодно организуются исследования по хоздоговорным темам (2022 год: «Профилактика и коррекция школьных трудностей: нейропсихологический подход», 2021 год: «Использование Монтессори-материалов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья», 2019 год: «Методика использования нетрадиционных техник изображения в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста и др).

С 2018 по 2022 г. опубликовано 6 учебных пособий, 4 сборника научных трудов, 4 методических рекомендаций, 14 статей в журналах, рекомендуемых ВАК Минобрнауки РФ, 30 статей в зарубежных изданиях (Норвегия, Польша, Чехия, Болгария, Казахстан, Великобритания и др.), более 70 статей в сборниках трудов и других индексируемых изданиях.

Преподаватели кафедры ежегодно принимают активное участие в профессиональных конкурсах и викторинах (Международные педагогические конкурсы «Образовательный ресурс» (г. Москва), Всероссийский конкурс «Новые технологии в образовании»» (г. Тюмень), Международный педагогический конкурс «Использование современных информационных технологий в образовании»» (г. Москва),Ежегодный международный конкурс научных публикаций в области экономики и образования «Magnum Opus Publication» (г. Ростов-на-Дону), Международный конкурс «Твори! Участвуй! Побеждай!» (г. Москва), Всероссийский творческий конкурс «Лучшая презентация к уроку» (г. Москва), Лучшая научная работа в секции «Педагогические науки» по результатам работы Международных научно-практических конференций (гг. Прага, Минск, Астана, София, Кишинев и др.); Всероссийский педагогический конкурс «Высокий результат» (г. Казань); конкурс электронных образовательных ресурсов (г. Оренбург); конкурс монографий, учебников и учебных пособий (г. Оренбург), внутривузовский конкурс монографий, учебников и учебных пособий и др.).

Ежегодно сотрудники кафедры выступают экспертами регионального конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников. В 2021 году приняли участие с VI Всероссийском съезде работников дошкольного образования «Реализация государственной политики в сфере дошкольного образования». Заведующий кафедрой Т.В. Диль-Илларионова с 2020 года и по настоящее время является членом жюри Всероссийского конкурса "Воспитатель года Оренбуржья ", модератором дискуссионных площадок Регионольной школы «Университет детства» по направлению «Детский сад – территория возможностей для детей с особыми образовательными потребностями».

Преподаватели кафедры успешно реализовали участие обучающихся в действующих научных объединениях, педагогических олимпиадах, всероссийских и международных студенческих научно-практических конференциях и конкурсах. В 2021-2022 уч. г. студентами факультета были получены дипломы победителя во внутривузовском конкурсе сочинений «Моя будущая профессия - педагог», победителей и участников Международного педагогического конкурса «Свободное образование», Открытого всероссийского дистанционного конкурса Эссе «Моя профессия – воспитатель». По результатам научных исследований в 2021-2022 гг. 45 обучающихся опубликовали статьи, в том числе без соавторов - сотрудников вуза- 25.

Ежегодно кафедрой организуется всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы в системе дошкольного и начального образования», в которой принимают участие научные и практические работники сферы образования и студенты.

Все преподаватели кафедры отмечены благодарственными письмами и почетными грамотами за плодотворную научно-методическую работу и достигнутые успехи в образовательной деятельности.