Размер шрифта: Стандартный Средний Большой Контраст: Белый Черный

Орский гуманитарно-технологический институт

(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный университет»
Версия для слабовидящих

Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда

Рекомендации по взаимодействию со студентами с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья

Общие рекомендации по взаимодействию с людьми с инвалидностью

1. Когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему, который присутствует при разговоре.

2. Если вы хотите оказать помощь, спросите необходима ли она и как будет правильнее её оказать. Если вы что-то не поняли лучше уточните.

3. Когда вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку – даже те, кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку – правую или левую, что вполне допустимо.

4. Когда вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне, тогда вам будет легче разговаривать.

5. Когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами.

6. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и старайтесь говорить, как можно четче, расположитесь на одном уровне с собеседником, так чтобы свет падал на ваше лицо, по возможности уберите все, что загораживает лицо и артикуляцию (волосы, руки, еда). Не все слабослышащие умеют читать по губам, но видение артикуляции в любом случае поможет собеседнику вас понять.

7. Когда  вы разговариваете с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите когда человек сам закончит фразу. Не поправляйте его и не договаривайте за него. Никогда не притворяйтесь, что вы понимаете, если на самом деле это не так. Повторите, что вы поняли, это поможет человеку ответить вам, а вам – понять его.

8. Если вы сомневаетесь, как правильно себя вести в той или иной ситуации, положитесь на свой здравый смысл. Будьте спокойны и доброжелательны. Если не знаете, что делать, спросите об этом своего собеседника. Главное, если вы стремитесь быть понятым – вас поймут. Не бойтесь шутить. Хорошая шутка поможет наладить общение и разрядить обстановку. Относитесь к другому человеку так же, как к самому себе, и точно так же уважайте его.

Рекомендации по взаимодействию с людьми, испытывающими трудности при передвижении

1. Всегда спрашивайте, нужна ли ваша помощь, а также как оказать её будет правильнее, чётко следуйте инструкциям.

2. Всегда лично убеждайтесь в доступности мест, где запланированы мероприятия. Заранее поинтересуйтесь, какие могут возникнуть проблемы или барьеры и как их можно устранить.

3. Предлагайте помощь, если нужно открыть тяжелую дверь.

4. Помните, что инвалидная коляска - неприкосновенное пространство человека. Не облокачивайтесь на нее, не толкайте, не кладите на нее ноги без разрешения.

5. Не надо хлопать человека, находящегося в инвалидной коляске, по спине или по плечу.

6. Если возможно, расположитесь так, чтобы ваши лица были на одном уровне. Избегайте положения, при котором вашему собеседнику нужно запрокидывать голову. Если существуют архитектурные барьеры, предупредите о них, чтобы человек имел возможность принимать решения заранее.

7. Начинайте катить коляску только после разрешения сидящего в ней человека.

8. Если вас попросили закатить коляску начинайте катить её медленно, коляски быстро набирают скорость и неожиданный толчок может привести к потере равновесия. Для преодоления препятствий нет необходимости разгоняться.

9. Невысокое препятствия и пороги необходимо преодолевать под прямым углом во избежание перекоса и застопоривания передних колёс.

10. Съезд с высоких бордюров лучше осуществлять задом во избежание падения человека в коляске.

11. Подъем на лестничные пролёты, не оборудованные пандусами, необходимо совершать при обязательной страховке спереди и сзади коляски.

12. Помните, что как правило, у людей, имеющих трудности при передвижении, нет проблем со зрением, слухом и пониманием. Не думайте, что необходимость пользоваться инвалидной коляской - это трагедия. Это способ свободного (если нет архитектурных барьеров) передвижения. Есть люди, пользующиеся инвалидной коляской, которые не утратили способности ходить, и могут передвигаться с помощью костылей, трости и т.п. Коляски они используют для того, чтобы экономить силы и быстрее передвигаться.

Рекомендации по взаимодействию с неслышащими и слабослышащими людьми

1. Прежде чем заговорить с человеком, у которого понижен слух, дайте знак, что вы собираетесь ему что-то сказать – махните рукой или прикоснитесь к плечу или руке. Заговорите только после того, как он обернётся и посмотрит на вас, установите зрительный контакт.

2. Договоритесь о способе общения. Жестовый язык не всегда необходим в общении с человеком, у которого снижен или отсутствует слух. Человек может уметь читать «по губам», или слышать только одним ухом, также иногда проще общаться письменно. В связи с этим уточните какой способ будет удобнее.

3. При необходимости сообщить информацию, включающую адрес, телефонный номер, технические данные или сложный термин – используйте переписку, сообщите по факсу или электронной почте, или любым другим способом. Убедитесь, что вся информация получена и понята собеседником.

4. Если человек демонстрирует плохое понимание словесного языка используйте как можно более простые фразы.

5. При общении через переводчика жестового языка, обращайтесь к самому собеседнику, а не к переводчику.

6. Общайтесь взглядами и мимикой. Разговаривая с человеком, смотрите прямо на него – он будет следить за выражением вашего лица, для него это важно. Не затемняйте своё лицо, не загораживайте его. Активно используйте выражение лица, жесты, телодвижения, когда хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.

7. Следите за темпом речи, старайтесь говорить ясно и ровно. Не нужно что-то излишне подчеркивать и кричать, особенно в ухо. Снижение слуха часто сопровождается повышением чувствительности к громким звукам.

8. Если вас просят что-то повторить, попробуйте перефразировать своё предложение. Лучше смотреть собеседнику в лицо и говорить ясно и медленно, используя простые фразы, и избегать несущественных слов.

9. Не забывайте о важной роли среды общения. В больших и многолюдных помещениях общаться труднее – часто мешает психологический дискомфорт. Яркое солнце или тень тоже могут быть барьерами.

10. Будьте терпеливы и добродушны. Даже если человек пользуется слуховым аппаратом, ему приходится нелегко.

Рекомендации по взаимодействию с незрячими и слабовидящими людьми

1. Белая трость – отличительный признак незрячего человека.

2. Помимо трости, незрячего человека может сопровождать собака-поводырь, которая допускается в общественные места при наличии документа, подтверждающего прохождение животным специальных курсов. Помните, собака-поводырь не обычное домашнее животное: не командуйте, не трогайте и не играйте с ней.

3. Всегда спрашивайте нужна ли человеку помощь и в случае если нужна, уточните какая именно и как правильнее будет её оказать.

4. Обращайтесь к незрячему человеку, подойдя к нему и представившись. Тогда ему будет ясно, что говорят именно с ним.

5. Предлагая свою помощь, направляя человека, не стискивайте его руку, идите так, как вы обычно ходите.

6. Если вы заметили, что незрячий человек сбился с маршрута, не управляйте его движением на расстоянии, подойдите и помогите выбраться на нужный путь. Не нужно хватать слепого человека и тащить его за собой. Опишите кратко, где вы находитесь.

7. При спуске или подъему по ступенькам ведите незрячего человека перпендикулярно к ним. Передвигайтесь без рывков и резких движений, держите человека за свободную от трости руку. В переходе по лестнице, остановитесь перед ступеньками и дайте знать, что вы начинаете движение.

8. Предлагая незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте руку на спинку сиденья или подлокотник. Предоставьте возможность свободно потрогать предмет. Если вас попросили помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть незрячего к предмету и брать его рукой этот предмет.

9. При входе в новое помещение можно кратко описать, что в нём находится, отметив явные не визуальные ориентиры.

10. Предупреждайте о препятствиях: ступенях, ямах, низких притолоках, трубах и т.п.

11. Если вы собираетесь читать незрячему человеку, сначала предупредите об этом. Говорите нормальным голосом. Не пропускайте информацию, если вас об этом не попросят. Если это важное письмо или документ, не нужно для убедительности давать его потрогать. При этом не заменяйте чтение пересказом. Когда незрячий человек должен подписать документ, прочитайте его обязательно. Инвалидность не освобождает незрячего человека от ответственности, обусловленной документом.

Рекомендации по взаимодействию с людьми, испытывающими затруднения в речи

1. Не игнорируйте людей, которым трудно говорить, потому что понять их - в ваших интересах.

2. Не перебивайте и не поправляйте человека, который испытывает трудности в речи. Начинайте говорить только тогда, когда убедитесь, что он уже закончил свою мысль.

3. Не пытайтесь ускорить разговор. Будьте готовы к тому, что разговор с человеком с затрудненной речью займет у вас больше времени. Если вы спешите, лучше, извинившись, перенести беседу на более удобное время.

4. Смотрите в лицо собеседнику, поддерживайте визуальный контакт. Отдайте этой беседе все ваше внимание.

5. Не думайте, что затруднения в речи - показатель низкого уровня интеллекта человека или трудностей в понимании.

6. Старайтесь задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка. Не притворяйтесь, если вы не поняли, что вам сказали. Не стесняйтесь переспросить.

7. Если вам снова не удалось понять, попросите произнести слово в более медленном темпе, возможно, по буквам.

8. Не забывайте, что человеку с нарушенной речью тоже нужно высказаться. Не перебивайте его и не подавляйте. Не торопите говорящего.

9. Если у вас возникают проблемы в общении, спросите, не хочет ли ваш собеседник использовать другой способ – написать или напечатать.