Научно-исследовательская деятельность
Преподаватели кафедры психологии и педагогики ведут научно-исследовательскую работу в рамках следующей госбюджетной темы: «Психолого-педагогическое сопровождение субъектов современного образовательного процесса».
Все научно-педагогические работники кафедры проводят научные исследования, ежегодно участвуют в научных конкурсах. По результатам научно-исследовательской деятельности готовятся к печати и издаются монографии, статьи в международных и зарубежных журналах, а также изданиях, рекомендованных ВАК МОиН РФ.
Кафедра регулярно проводит работу в рамках договорной деятельности.
На базе кафедры регулярно проводится Всероссийская научно-практическая конференция «Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях» (2017, 2022, 2025).
Студенты активно участвуют в научно-исследовательской деятельности, результаты которой отражены в выполняемых курсовых, выпускных квалификационных работах, а также в тезисах и статьях в российских и зарубежных изданиях. Так, за последние 3 года студентами опубликовано более 80 статей без соавторства с преподавателями института. Кроме того, более 50 студентов получили дипломы и грамоты, премии и прочие награды в различных выставках, конкурсах, конференциях.
Список научных трудов преподавателей кафедры психологии и педагогики:
- Андриенко О.А. К проблеме взаимосвязи воспитания личности и развития коллектива // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. № 2 (27). – С. 13-16. ISSN 2311-006.
- Андриенко О.А. Проблемы и перспективы образования взрослых (на примере людей предпенсионного возраста) // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. № 1 (30). С. 16 – 19. ISSN 2309-1754.
- Андриенко О.А., Безенкова Т.А. Интеграция студентов вуза в новую социальную среду посредством профессионально направленного развития культуры речи // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2021. № 1 (34). С. 17-19. ISSN 2309-1754.
- Андриенко О.А., Анохина Е.Ю. Использование ТРИЗ-технологии в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. № 2. С. 24-26. ISSN 2309-1754.
- Андриенко О.А., Безенкова Т.А., Олейник Е.В. Реализация современных образовательных технологий при работе с людьми пожилого возраста в условиях пандемии // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. № 3 (36). С. 15-19 ISSN 2311-006.
- Андриенко О.А., Безенкова Т.А., Барыбина В.А., Гвоздкова Д.Д. Роль учреждений среднего профессионального образования в профориентации выпускников школ // Современное педагогическое образование. 2022. № 3. С. 122-126. ISSN 2587-8328.
- Андриенко О.А. Профессиональная идентичность студентов-психологов на этапе обучения в вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2023. № 2 С. 7-10. ISSN 2309-1754.
- Андриенко О.А., Безенкова Т.А., Барыбина В.А., Сорокина В.Ю. Работа педагога по профилактике депрессивных проявлений у подростков // Современное педагогическое образование. 2023. № 3. С. 12-15. ISSN 2587-8328.
- Безенкова Т.А., Андриенко О.А., Барыбина В.А., Сорокина В.Ю. Профессиональное воспитание будущих специалистов по социальной работе в системе высшего профессионального образования // Современное педагогическое образование. 2023. №7 . - С.137-142. ISSN 2587-8328.
- Безенкова Т.А., Андриенко О.А., Трегубова О.Ф., Гвоздкова Д.Д. Роль социально-проектной деятельности в подготовке бакалавров социальной работы к социально-культурной реабилитации инвалидов // Современное педагогическое образование. 2023. №8 . С.125-128. ISSN 2587-8328.
- Безенкова Т.А., Андриенко О.А., Барыбина В.А., Никитина Л.А., Сорокина В.Ю. Социально-педагогические технологии в работе с пожилыми людьми: опыт реализации // Современное педагогическое образование. 2023. № 9. С. 18-22. ISSN 2587-8328.
- Безенкова Т.А., Андриенко О.А., Барыбина В.А., Сорокина В.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение беременной женщины как фактор укрепления семьи // Современное педагогическое образование. 2023. № 10. С. 12-16. ISSN 2587-8328.
- Андриенко О.А. Особенности культурной трансмиссии в русской патриархальной семье / Актуальные проблемы современной науки, техники и образования: тезисы докладов 82-й международной научно-технической конференции. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2024. – Т. 3. – 495 с. – С. 42. – ISBN 978-5-9967-3108-4.
- Емельянова Л.А. К проблеме условий развития социальных чувств в дошкольном возрасте // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции; Оренбург. гос. ун-т. - Оренбург: ОГУ, 2020. С. 3938-3940.
- Емельянова Л.А. Изучение профессионального самоопределения старшеклассников // актуальные проблемы профессионального образования в Республике Беларусь и за рубежом: материалы VIII Международной научно-практической конференции (Витебск, 22. 12. 2020г.). – Витебск, 2020. – С.70-72.
- Лисичкина Е.Г., Емельянова Л.А. Психологические особенности социометрического статуса ребенка старшего дошкольного возраста в группе сверстников и детерминанты его популярности // Психология обучения. 2020. № 2. – С. 100-109. ISSN 1561-2457.
- Емельянова Л.А. К вопросу о детерминантах асоциального поведения подростков // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции; Оренбург. гос. ун-т. - Оренбург: ОГУ, 2023. С. 2018-2021.
- Москвитина О.А., Емельянова Л.А., Трушина И.А. Мотивация продолжения образования старшеклассников из разных городов России // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 69, ч. 5. - С. 96-101.
- Лисичкина А.Г., Емельянова Л.А. Особенности процесса самоопределения юношей и девушек в эпоху цифровизации // Евразия – 2022: социально-гуманитарное пространство в эпоху глобализации и цифровизации: материалы Международного научного культурно-образовательного форума (Челябинск, 6-8 апреля 2022 г.). – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2022. – С. 127-130.
- Лисичкина Е.Г., Трушина И.А., Емельянова Л.А. Эмоциональные характеристики профессиональных установок старшеклассников // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2022. - № 8 (3). – С.95-107. ISSN 2313-8971.
- Лисичкина А.Г., Трушина И.А., Емельянова Л.А. Представления юношей и девушек о жизненных достижениях и успешности в контексте профессионального самоопределения // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. – 2023. – № 2. - С. 87-98. ISSN 2072-8514.
- Мантрова М.С. К вопросу духовно-нравственного воспитания младших школьников // Карельский научный журнал. 2020. Том 9. № 3(32). – С. 51-54.
- Мантрова, М.С. К вопросу воспитания гражданственности и патриотизма в образовательном пространстве вуза // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры : Материалы Всероссийской научно-методической конференции ; Оренбург. гос. ун-т. - Оренбург: ОГУ, 2021. - С. 4012-4019.
- Попрядухина Н.Г. Практико-ориентированный подход к изучению особенностей восприятия соискателя при приёме на работу в системе образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. Том 9. № 2(31), 2020. – С. 363-367. ISSN 2309-1754.
- Попрядухина Н.Г. Изучение социально-психологических факторов, определяющих удовлетворенность профессиональным выбором // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Профнавигация молодежи». - Краснодар: Изд. КубГТУ, 2022 - С. 202-208.
- Попрядухина Н.Г. Влияние насилия в семье со стороны взрослых на эмоциональное развитие подростков // Инноватика в современном мире: опыт, проблемы и перспективы развития: Сборник материалов международной научно - практической конференции. - Уфа, Изд.: НИЦ «Вестник науки», 2023. – С 138-143.
- Психолого-педагогическое сопровождение развития личности в условиях современной образовательной среды высшего учебного заведения : монография / А. Ю. Швацкий, О. А. Андриенко, Л. А. Емельянова, М. С. Мантрова, Н. Г. Попрядухина, А. В. Федоренко, И. В. Чикова ; под общ. ред. А. Ю. Швацкого, 2-е издание. – М. : Издательство «Флинта», 2022. – 165 с.
- Федоренко А.В., Швацкий А.Ю. Стили руководства и социально-психологический климат в коллективе (на примере служебных коллективов Управления внутренних дел) // Научное мнение: научный журнал / Санкт-Петербургский университетский консорциум. 2022. № 6. - С. 60-65. – ISSN 2222-4378.
- Швацкий А.Ю. Социально-психологические последствия увлечения подростков компьютерными играми // Азимут научных исследований: педагогика и психология. Том 8. № 2 (27), 2019. – С. 409-412. ISSN 2309-1754.
- Швацкий А.Ю. Психологические условия развития профессиональной педагогической деятельности: монография. – М.: Изд-во «Флинта», 2020. – 178 с.
- Швацкий А.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации обучающихся к образовательной среде колледжа // Азимут научных исследований: педагогика и психология. Том 10. № 3 (36), 2021. – С. 391-395. – ISSN 2309-1754.
- Швацкий А.Ю. О развитии творческих способностей старших дошкольников в системе дополнительного образования // Психология способностей и одаренности: сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2022. – С. 396-399.
- Швацкий А.Ю. О проектной деятельности обучающихся в рамках профориентационной работы в школе // Профнавигация молодежи: сборник материалов VI Международной научно-практической конференции, 21апреля 2023г. – Краснодар: Изд. КубГТУ, 2023. – С. 290-294.
- Швацкий А.Ю. Роль семьи в психологическом благополучии младшего школьника // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – Том 13. № 1 (46), 2024. – С. 185-188. ISSN 2309-1754.